Лев Николаевич Толстой о характеристиках Луны
21.01.2017
Нет, конечно, Толстой не писал о характеристиках Луны. Просто мы перечитали «Войну и мир» и выбрали для вас самые лунные моменты романа

«Война и мир» содержит много идеальных астрологических характеристик. Наши любимые — три разных Сатурна семьи Болконских и очень душевная Луна на примере Ростовых. Описывая последних, Толстой будто даёт материал для лекции «Качества Луны в человеке». Мы выписали из романа самые лунные моменты (и не только о Ростовых), а Михаил Борисович Левин дал астрологические комментарии к ним.
Радости Луны
Самые простые удовольствия Луны — это естественные удовольствия, то есть еда, питьё, чистота и тепло. Луна любит свободу, но не свободу духа и не свободу воли, а простую, всем понятную, детскую свободу идти куда хочешь. До плена Пьер страдал страшным несчастьем — пресыщением, лишившим его вкуса жизни. И только в состоянии крайних лишений он снова почувствовал вкус простых лунных радостей: еды, воды и теплой одежды. Они же отодвинули его «юпитерианские» поиски смысла жизни и достойного занятия на второй план.
«Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает всё счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в его жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудным и уничтожает самую потребность и возможность занятия».
Ум Луны
Есть ум ума и ум сердца, точнее сказать, мудрость ума и мудрость сердца. Именно о мудрости сердца Соломон просит Бога: «даруй же рабу твоему сердце разумное…» (3 Цар. 3:9). Наташе глубинная женская мудрость, связанная с Луной, дана от рождения. Она не умна тем умом, которым можно строить логические выводы и доказывать теоремы. Пьер это понимает и так и отвечает княжне Марье. Зато у Наташи есть лунная жизненная мудрость, которая зачастую помогает женщинам понять состояние своего ребёнка лучше любого врача.
«Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
— Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — сказал он, покраснев, сам не зная от чего. — Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. — Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
— Умна она? — спросила княжна Марья. Пьер задумался.
— Я думаю нет, — сказал он, — а впрочем да. Она не удостаивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. — Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой».

«С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым».
Толстой также описывает, как лунный ум проявляется у мужчин. Тут он работает как здравый смысл. Показательна сцена, где Николай, который уже сроднился с армейским бытом и домой уезжать совсем не хотел, получает очередное письмо от матери с просьбой приехать. И вдруг понимает (даже не понимает, а чует), что домой надо ехать срочно, спасать имущество семьи. Понимает именно вдруг, потому что письма с теми же призывами от матери приходили уже не раз, но чутьё, что «пахнет жареным», у Николая сработало ровно в тот момент, когда дело и в правду приняло серьёзный оборот.
«Письмо это подействовало на Николая. У него был тот здравый смысл посредственности, который показывал ему, что было должно. Теперь должно было ехать, если не в отставку, то в отпуск. Почему надо было ехать, он не знал; но, выспавшись после обеда, он велел оседлать серого Марса, давно не езженного и страшно злого жеребца, и, вернувшись на взмыленном жеребце домой, объявил Лаврушке (лакей Денисова остался у Ростова) и пришедшим вечером товарищам, что подает в отпуск и едет домой».
Состояния Луны
Сцена в гостях у дядюшки, когда стали играть и петь песни. Луна наряду с Сатурном одна из самых консервативных планет. Луна — ребёнок, естественная лунность присуща всем детям. А детям, как известно, если что-то нравится, то надолго: любимую сказку они готовы слушать и сто, и двести раз. То же и с Наташей. Но тут не только детское желание услышать снова и снова то, что уже знакомо и полюбилось, а ещё и лунное, отчасти нептунианское, состояние, когда можно часами смотреть на морские волны, на огонёк костра, на ход облаков. Так, с Наташей и другими героями сцены приключилась спонтанная лунная медитация.
«– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметною улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настроивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке».
Победа Луны
Луна очень материалистична, одно из её низших проявлений — крайний материализм. В таком варианте ей свойственна жадность: она любит приобретать и не любит отдавать. А ещё Луна отвечает за комфорт и расслабление, за чувство дома. В крайнем выражении желание комфорта может перерасти в лень. В общем, все эти проявления Луны — жадность и чрезмерная расслабленность — расформировали французскую армию, превратили её из армии (Сатурн+Марс) в отдельно взятых, сидящих по квартирам людей.
«Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой-нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было».
Характер Луны
Народ, как единое целое, описывается Луной. Наташа лунная, и потому легко умеет понять душу своего народа. Это мы узнаём из той же сцены у дяди, когда Наташа выражает в танце то самое русское, что ей подсказали музыка и собственное чувство. В карте России, кстати, Солнце в Раке, то есть под управлением Луны, а Асцендент в Водолее.
«Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Очень точное описание Луны-хозяйки, Луны-жены и Луны-матери. В конце романа мы окончательно понимаем, что Наташа — не утончённая и хрупкая Венера, а устойчивая и сильная Луна.
«Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица её определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В её лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего её прелесть. Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

«Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, – и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

«Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил всё, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.

Ему странно показалось в первое время своей женитьбы это требование жены – исполнить и не забыть всего того, что он взялся купить, и поразило серьезное огорчение её, когда он в первую свою поездку всё перезабыл. Ho впоследствии он привык к этому. Зная, что Наташа для себя ничего не поручала, а для других поручала только тогда, когда он сам вызывался, он теперь находил неожиданное для самого себя детское удовольствие в этих покупках подарков для всего дома и никогда ничего не забывал».
Текст: Михаил Левин
Работа с цитатами: Лиля Ислямбаева