Что не так с индийской астрологией?
29.11.2018
Одним из первых материалов Astromagazine был разговор с Михаилом Борисовичем Левиным о разнице между ведической и западной астрологией. Говорили о разных точках отсчета, разных методах и названиях. В общем, довольно много о технической стороне. А о смысловой и содержательной – нет. И теперь исправляемся. Если вы ярый поклонник джйотиш, то до конца этого вступления у вас еще есть время закрыть материал и не читать о преимуществах одной астрологии перед другой. Если что, мы предупредили. Хотя речь пойдет вовсе не о преимуществах, а о куда более существенной разнице культур.
Публикация не несет цели обесценить ведическую астрологию. Да это и невозможно. Мы всего лишь хотим показать точку зрения ректора Академии на различие двух астрологий и на исторические причины, это различие породившие. Разговор вела Лиля Ислямбаева.
Михаил Левин
Ректор Московской Академии Астрологии
— Михаил Борисович, то не так с индийской астрологией?
— Ну, например, вот что. Недавно произошла одна история. Во время семинара в Академии мне кто-то звонил, в перерыве смотрю – это моя хорошая знакомая и набрал ей. Говорит: «У меня вопрос по поводу астрологической консультации, мне нужна» – «Что такое?» – «У меня подруга занимается джйотишем – ведической астрологией, – и вот пришла ко мне сегодня и говорит, что у меня начинается Саде Сати, это такой очень тяжелый период…» (Л, смеется: Хорошая подруга!) Да. «…меня ждут ближайшие семь тяжелых лет…» (Л, смеется: Потерь и разочарований.) Да. Ну, я, естественно, спрашиваю: «Веревку подарить?» (Оба смеются.) Ну, и продолжаю: «Подожди, не нервничай, посмотрим» – «Вы же смотрели мою карту» – «Да, смотрел» – «Но вы мне ничего такого плохого не предсказали в ближайшее время». Ну, говорю: «А что может быть хуже? У вас год назад умер отец – это и был настоящий тяжелый период. Ну хорошо, я посмотрю». И поскольку дальше у меня как раз шел семинар, занятие на 4-м курсе, я предложил студентам посмотреть, как работает эта самая ведическая концепция Саде Сати.
— Что такое Саде Сати?
— Что это такое? Начнем издалека. Значит, у каждого из нас в момент рождения фиксируется положение планет на небе – это натальная карта. В тот момент, когда человек делает первый вдох, положение планет условно фиксируется, и это гороскоп на всю жизнь, он определяет все возможности человека. Но планеты-то продолжают двигаться, они не остановились. Они у нас в картах как бы остановились и отпечатались в нашем внутреннем мире, но при этом на небе-то они продолжают двигаться. Сатурн, герой нашего сегодняшнего повествования, продолжает двигаться и делает полный оборот по Зодиаку примерно за 29 с половиной лет. В какой-то момент он проходит через то место, где стояла ваша натальная Луна. Предположим, у вас Луна стоит в Овне. Когда Сатурн пойдет через Овен, он пройдет через то место, где стоит натальная Луна, обязательно. Мимо не будет. Саде Сати – это период, когда Сатурн проходит тот знак, где стоит натальная Луна, весь Знак Зодиака, плюс еще один знак до и один знак после. То есть три знака: один знак перед знаком натальной Луны, второй знак – сам знак натальной Луны, и третий знак – после. Этот период называется Саде Сати.
— Проверьте, правильно ли поняла. Если Луна в Овне, то как только Сатурн вошел в Рыбы, уже считается Саде Сати, да? (МБ: Да, уже начало Саде Сати.) И вот оно, значит, началось и потом идет все 30 градусов Рыб, 30 градусов Овна и 30 градусов Тельца, да? (МБ: Да.) Очень долго.
— Да, значит, 3 знака – это четверть Зодиака. В Зодиаке 12 знаков, 3 знака – это четверть. У Сатурна период примерно 29 с половиной – 30 лет. Если разделить на 4, получается 7 с полтиной. То есть период Саде Сати продолжается около 7 с половиной лет. По индийской традиции, это самые тяжелые периоды в жизни человека. Периода Сатурна надо бояться, считают они; рассказывают предания, что даже боги боятся Сатурна. Когда он приходит, когда наступает Саде Сати в их гороскопе, они стараются как-то… (Л: Залечь на дно, да?) Ну да. Так и сделал Шива, погрузившись под воду на 7 с половиной лет, и тем самым избежал проблем. Это, конечно, метафора. Но тут возникает, естественно, вопрос (один из студентов мне тут же его задал): а ведь у нас с индусами разные Зодиаки. Зодиаки-то у нас одинаковые, по 12 знаков, а точка отсчета разная. Смещена она примерно на 25–30 градусов. Почему примерно? Потому что в ведической астрологии до сих пор спорят о том, откуда считать. О начале отсчета спорят. Но это не значит, что период Саде Сати по индийской астрологии наступит в одно время, а по западной – в другое. Потому что какой бы ни был Знак Зодиака, Луна-то – реальное физическое тело, и Сатурн – реальное физическое тело. И когда на небе мы видим, что Луна и Сатурн выстроились в одну линию, какую бы систему отсчета мы ни взяли, они все равно будут на одной линии, если смотреть с Земли. (Л: Будь вы европеец или индус) Да, или японец, китаец, майя – не важно, все равно они будут на одной линии. Поэтому соединение Сатурна с натальной Луной все равно будет в одно и то же время в вашей жизни – что по индийской системе, что по европейской.
— Чем такое соединение грозит?
— Чем оно грозит – это мы на семинаре и стали проверять. У нескольких человек из группы взяли натальные карты, хорошо выверенные, стали смотреть и тут же наткнулись на разночтения. Первое: одна девушка вообще ничего вспомнить не могла. «Ничего особенного. Ну да, муж, ребенок, да, какое-то время я не работала, – говорит она, – ну, сидела дома, а так вспомнить ничего особого не могу». Другой в период Саде Сати было 6 лет. «Я пошла в школу в 6 лет». (Л: о да, это тяжело.) Ну, возможно, это тяжелый жизненный период, но она как-то справилась и несчастной не выглядит. А до второго периода Саде Сати еще не дожила: между двумя периодами Саде Сати примерно 30 лет, чуть меньше.
— Почему 30? (МБ: Ну, Сатурн полный оборот сделает.) Зачем нам полный, если семь лет вычитаем?
— Да, минус семь, 23 года. Это если считать между концом одного и началом другого. Если от начала до начала – 30, а от конца до начала – 23 примерно.
— Да, теперь понятно.
— Ну вот, смотрим дальше, третья студентка в это время интенсивно училась. Закончила школу; нагрузки были большие, но в целом очень довольна. Ей не удалось поступить в художественное училище, зато удалось в Бауманский. Поступила и закончила его. Еще одна девушка в этот период вышла замуж, они уехали с мужем от родителей, строили самостоятельную жизнь. Период счастливый, но был отягощен материальными трудностями, ну и осваиваться на новом месте тоже сложно. Другая пара, наоборот, в это время была вынуждена вернуться к родителям мужа. Это, конечно, был тяжелый период: совместная жизнь двух семей на одной территории – это... (Л: Испытание.) Да, это, конечно, Саде Сати в полной мере. (Оба смеются.) Другая девушка в эти 7 лет влюбилась, вышла замуж, родила ребенка, потом снова влюбилась и развелась с мужем. В общем, такого типа: учеба, работа, брак. Еще у одной были в этот период были напряженные отношения с начальством, но работу поменяла – и поменяла хорошо. Еще у другого, наоборот, был прекрасный взлет: брак, рождение детей, одновременно начало занятий оккультными науками. Правда, это сопровождалось тем, что денег было мало и приходилось снимать квартиру. А у тебя, кстати, когда был период Саде Сати?
— Не было еще. (МБ: Не может быть.) А, было, было, конечно, сейчас. Где-то в детстве что ли.
— Луна в каком знаке?
— Луна в Рыбах, а Сатурн в Стрельце, то есть примерно четверть между ними (МБ: Так, квадрат 7 лет.) Поэтому в 7 с половиной, наверное, и было. (МБ: Порядка семи, да, 7 с половиной.) Ну, в школу пошла. (МБ: А с бабушкой что было?) Бабушка умерла, да. Бабушка ушла в это время, когда мне было шесть.
— Понятно. Ну вот, а второй период Саде Сати у этого товарища был потруднее, хотя материально, наоборот, уже было благополучно, но тогда, в течение этого периода, было 3 смерти близких. Мы решили посмотреть, а в чем же разница-то между спокойным Саде Сати и по-настоящему сложным, как у этого парня? Во-первых, мы увидели, что однозначно сказать, что Саде Сати – это плохо, нельзя. Это раз. Во-вторых, каждый период имеет свою полярность: первый период, второй, третий – если до третьего доживешь, конечно. Посмотрели и это. Естественно, поскольку мы все-таки европейские астрологи, мы подключили кроме транзитов – физического движения планет – и другие методы прогноза, которые в индийской астрологии не используются, зато используются в европейской и очень хорошо. Это так называемые символические дирекции и прогрессии. Дирекции четко показали разницу между первым и вторым периодами. Показали, что период Саде Сати является вторичным фактором, что другие факторы действуют как более важные, и именно они определяют общий характер периода. Саде Сати же может либо отягощать общую картину, либо наоборот. Может отяготить, как в случае с материальными трудностями, но может и не отяготить. Из этого мы сделали вывод, что Саде Сати – это такой чисто ведический подход.
— Может, все дело в том, что подруга вашей знакомой была не очень большим мастером?
— Нет, ну я, естественно, после этого позвонил ей и сказал: «Знаешь, кажется, это классическая ошибка начинающего астролога. Давно твоя подруга занимается?» – «Нет, – говорит, – недавно». Все ясно, начинающие астрологи берут один аспект и на нем строят все свои страхи и ожидания. Это как у студента-медика: он на 2-й год обучения находит у себя все болезни, которые есть в справочнике. Опытный астролог анализирует, его вывод складывается из совокупности факторов. Он учитывает их все комплексно и поэтому не будет строить свой прогноз на одном-единственном транзите.

Мне стало интересно, я давно размышлял над принципиальной разницей между индийской астрологией и европейской. Европейская астрология, конечно, пошла вперед, потому что в свое время арабы сделали большой прорыв в математике, потом этот прорыв усвоили европейцы, дальше XIV, XV, XVI века – рывок вперед, еще дальше XVII, XVIII – это вообще фантастический прорыв в математике, это совершенно другая наука, которой вообще никогда не было. Индусы получили эту математику уже в XIX веке, после завоевания европейцами, когда туда пришли колонизаторы. До этого их математика была такой же древней, как и их культура. Может быть, не столь древней, как культура, все-таки Ариабхата работал в V веке нашей эры, но эта математика сохранила еще старые традиции. Поэтому, естественно, в европейской астрологии много таких методов, которых не было в индийской. Европейская астрология пошла новым путем, а индийская сохранила свои традиции. Это первое расхождение. Но есть и другой момент, на который мне бы хотелось обратить внимание. Может быть, об этом следует сделать совершенно отдельную статью.
— Нет, давайте сейчас, интересно.
— О Саде Сати. Прежде чем говорить о разнице между индийской и европейской астрологиями, я сделаю шаг в сторону – расскажу о том, как мне пришлось в свое время работать с разными текстами Библии. Понятно, что Библия не на русском писалась, русский текст – это перевод, но есть и другие переводы: на болгарский, на греческий, так называемая Септуагинта, есть перевод на церковнославянский. А Евангелие – это даже не перевод на греческий, Новый Завет с самого начала писался на греческом. И вот между разными переводами есть некоторые разночтения. Скажем, перевод на современный болгарский отличается от перевода на церковнославянский, перевод на церковнославянский несколько отличается от перевода на современный русский, а тот отличается от перевода на белорусский и так далее. И тогда мне захотелось обратиться к изначальному тексту, к греческому тексту Евангелия, чтобы посмотреть, что же там. Там оказалось очень много интересных для меня новостей, я столкнулся с новым значением привычного слова «назидать». Значит, на церковнославянском, в переводе Кирилла и Мефодия, в Послании к колоссянам, глава 2, стих 7, сказано: «…укоренены и назданы в Нем…». В болгарском переводе – «…укоренены и назиданы в Нем…». В русском переводе – «…укоренены и утверждены в Нем…». Или еще «…укоренены и созидаемы в Нем…» – в современном переводе на русский, не каноническом.

Мне захотелось понять, что же там стоит, что это за слова такие: «утверждены», «назидаемы», «созидаемы». Тогда я узнал, что должно означать слово «назидать». Болгарское слово «назидаване» и церковнославянское «наздане» являются калькой с греческого и составлены из приставки «на» и корня «зид», «зд». Этот корень мы встречаем в словах «здание», «зиждиться», «созидать» и болгарском «зидарь» – «строитель». Таким образом, слово «назидать», означающее сегодня «наставлять», «учить» или даже «поучать», имело первоначально смысл «надстраивать». И действительно, это греческое слово «эпикосомонео» состоит из двух частей: приставка, означающая «на, над», и корень «строить дом», вообще «строить». В греческо-русском словаре даже есть такой перевод этого слова, означающий «надстраивать еще один этаж над уже имеющимся в здании». То есть слово «назидать», по-видимому, до этого в славянских языках не существовало и возникло при переводе с греческого на болгарский. Кирилл и Мефодий перевели на славянский. И слово означало то же самое, это была калька – «на-зидать»: «зидать» – это «строить», а «на» – «надстраивать». Филологическая сторона этого очень интересна.

Именно так в славянский язык, в русский, вошло слово «назидать», которое потом, когда был потерян первоначальный смысл сказанного в Евангелии, превратилось в «поучение». То есть сейчас мы думаем, что Христос назидает нас в значении «поучает», «наставляет», «учит чему-то высокому». Но, насколько я понимаю, автор Евангелия, автор послания, хотел сказать совсем другое: что Христос надстраивает новый этаж в человеке. Это полностью соответствует оккультному представлению о законах развития человека, о том, что в нем есть несколько этажей. Потенциально человек представляет собой все 7 этажей мироздания, но реально у большинства людей до определенного времени были проявлены один, максимум два этажа. И приход Христа не просто открыл новый путь или, там, спасение – Христос оказал особое воздействие на человечество. Последователи Христа и его ученики сделали шаг в эволюции: их внутреннее здание стало на один этаж выше. Христос создал новый этаж в человеке – духовный. Или, скажем, проявил то, что потенциально существовало, но реально проявлено еще не было.

Исторически это вовсе не значит, что, как только Христос пришел, все люди, которые жили в тогдашней Римской империи, стали духовными, совсем нет. Павел пишет последователям, ранним христианам, что «вы еще не духовные, вы душевные». Но уже, по крайней мере, не плотские, то есть вот 3 этажа: плотские, душевные, духовные – он называет. Или, как мы сегодня говорим, это физический, духовный и Божественный планы в человеке. Собственно, вот этот третий соответствует Божественному плану. Дальнейшая история христианства, в том числе христианской Европы, такова, что при внимательном анализе можно увидеть, как постепенно в человеке вырастал этот самый этаж. Ведь на самом деле он возник не сразу – 2 тысячи лет тому назад, да и сейчас тоже этот этаж есть не у всех, но у лучших представителей христианства присутствует. Человек, принадлежащий христианской традиции, воспитанный в христианской культуре, как ни удивительно, на этаж выше людей, воспитанных в дохристианских культурах.
— Буддисты вот, например, не согласятся сейчас.
— Не смею говорить о буддистах, потому что буддизм очень сильно изменился после прихода Христа. Историки религий считают, что качество буддизма во II веке нашей эры сильно изменилось. Между буддизмом и христианством существует огромная духовная близость, и поэтому я думаю, что христианство повлияло в том числе и на буддизм. Но вот на индуизм оно повлияло мало. Индуизм – достаточно жесткая, достаточно твердая, устойчивая, неизменная и очень консервативная традиция. Индуисты не впускают неиндуистов в свои храмы и эта традиция к тому же еще и замкнута в себе. Если буддийский храм открыт для всех желающих, то индуистский храм – лишь для индуистов. Более того, индуистом может стать только рожденный в индуизме. В индуизм нельзя обратиться. Даже в иудаизм можно обратиться, в индуизм – нет. И на индуизм Христос оказал значительно меньше влияния, чем на буддизм. Традиционный индийский человек до сегодняшнего времени остался в массе своей таким, каким он был несколько тысяч лет назад. И Нарайан в своей книге пишет, что жизнь индийского села осталась практически неизменной. Индийские города бурно развиваются, там существует элита, люди нового мышления, нового образования, но в массе своей индийская культура меняться не спешит. В городах живут несколько сот миллионов человек, а в селах – миллиард. В общем, скажем так: индийская астрология, очень традиционная, так же, как и вся индийская культура, изначально была рассчитана преимущественно на анализ материальных событий, событий в первую очередь материального, физического плана – болезнь, смерть, рождение детей, брак и прочее. В джйотише нет психологической астрологии вообще, она не занимается этими вопросами. Анализ психических движений, внутренних движений человека не являются предметом в джйотише. Если там и изучаются какие-то чувства человека и движения, то на уровне 2-этажного человека, но не на уровне 3-этажного или, скажем, не на уровне современной глубокой психологии. Это может подтвердить каждый, кто более или менее знаком с индийской астрологией, с разными школами. Это и понятно, почему. Потому что вот эта самая психологическая глубина в человеке, даже европейском, возникла сравнительно недавно и стала проявляться в массовом пространстве начиная с Возрождения, то есть с XIV, XV, XVI веков. Поэтому индийская астрология по своей природе больше рассчитана на материальный план.

Вот человек, который описывает свое состояние в период первого Саде Сати и говорит, что, да, в материальном плане было трудно: не хватало денег, не было постоянного места жительства, за 3 года пришлось сменить 9 съемных квартир в Москве; маленькие квартиры, маленький ребенок. Да, но по прошествии многих лет он говорит, что это одновременно был и самый счастливый период. Самый прекрасный и счастливый период в его жизни. В материальном плане были проблемы, но человек, центр внимания которого находится в душевном или духовном мире, оценивает свою жизнь не по количеству денег, а совсем по другим признакам. В данном случае центр сместился, в одном плане было трудно, а в другом – прекрасно. Это момент принципиальной разницы между индийской и западной астрологией. Вообще, современная западная астрология и индийская астрология рассчитаны на разных людей.

И третье добавление. Сегодняшняя астрология, а точнее ее определенное направление, всерьез занимается изучением эволюции человека. Вопросами даже не столько событий в жизни, сколько процессов, которые ведут его по эволюционному пути. Раскрытие души каждого человека и человечества в целом. И вот серьезные наблюдения, исследования в этом направлении показали, что можно грубо выделить 7 ступеней в развитии. Семь основных, самых главных ступеней развития, и для каждой ступени будет своя астрология. Когда человек переходит с одного уровня бытия на другой, планеты, дома и аспекты меняют свое значение. Да, конечно, Марс не становится Юпитером, куда бы ни ушел человек, но Марс имеет много возможностей в рамках его привычных значений. Для человека физического уровня Марс означает одно, для человека астрального уровня – другое, для духовного уровня – третье, а для человека Божественного уровня – совсем другое. Или Юпитер: для человека физического – это накопление материальных благ, рост Юпитера для человека астрального – это социальный успех, социальные достижения, а для человека Божественного плана – это рост веры, движение, путь к небу. Причем этот путь может сопровождаться и потерей материальных благ, и отказом от социального положения. На эту тему у нас была издана брошюра в Болгарии – я издал брошюру «Проявление планет в трех мирах». (Л: На болгарском?) Да, как ни удивительно, на болгарском, но есть перевод с болгарского на русский. Это запись одной из моих лекций, которую болгары записали, перевели на болгарский и издали, а мы теперь ее переводим на русский и тоже собираемся издавать (смеется), в качестве методички.

Так вот, все, о чем мы говорили, означает, что Саде Сати точно, наверняка работает, но только для людей чисто материального плана. Для людей более высокого уровня уже... (Л: Уже гораздо сложнее.) Да, тут уже нельзя однозначно интерпретировать. И стоит отметить, что Сатурн плох на физическом плане, иногда – на астральном. Или, скажем, максимум на астральном. Но когда дело доходит до плана Божественного, до Высшего Разума, там Сатурн проявляет себя как Божественная разумность. Это одно из самых позитивных действий Сатурна. Духовная дисциплина, внутренняя ответственность, самоконтроль, разумность. Там его действие становится совершенно другим, поэтому, когда человек переходит на третий уровень, все напряжения, которые приписывают Сатурну, исчезают. Сатурн становится его другом и начинает давать больше, чем Юпитер.