— Буддисты вот, например, не согласятся сейчас.
— Не смею говорить о буддистах, потому что буддизм очень сильно изменился после прихода Христа. Историки религий считают, что качество буддизма во II веке нашей эры сильно изменилось. Между буддизмом и христианством существует огромная духовная близость, и поэтому я думаю, что христианство повлияло в том числе и на буддизм. Но вот на индуизм оно повлияло мало. Индуизм – достаточно жесткая, достаточно твердая, устойчивая, неизменная и очень консервативная традиция. Индуисты не впускают неиндуистов в свои храмы и эта традиция к тому же еще и замкнута в себе. Если буддийский храм открыт для всех желающих, то индуистский храм – лишь для индуистов. Более того, индуистом может стать только рожденный в индуизме. В индуизм нельзя обратиться. Даже в иудаизм можно обратиться, в индуизм – нет. И на индуизм Христос оказал значительно меньше влияния, чем на буддизм. Традиционный индийский человек до сегодняшнего времени остался в массе своей таким, каким он был несколько тысяч лет назад. И Нарайан в своей книге пишет, что жизнь индийского села осталась практически неизменной. Индийские города бурно развиваются, там существует элита, люди нового мышления, нового образования, но в массе своей индийская культура меняться не спешит. В городах живут несколько сот миллионов человек, а в селах – миллиард. В общем, скажем так: индийская астрология, очень традиционная, так же, как и вся индийская культура, изначально была рассчитана преимущественно на анализ материальных событий, событий в первую очередь материального, физического плана – болезнь, смерть, рождение детей, брак и прочее. В джйотише нет психологической астрологии вообще, она не занимается этими вопросами. Анализ психических движений, внутренних движений человека не являются предметом в джйотише. Если там и изучаются какие-то чувства человека и движения, то на уровне 2-этажного человека, но не на уровне 3-этажного или, скажем, не на уровне современной глубокой психологии. Это может подтвердить каждый, кто более или менее знаком с индийской астрологией, с разными школами. Это и понятно, почему. Потому что вот эта самая психологическая глубина в человеке, даже европейском, возникла сравнительно недавно и стала проявляться в массовом пространстве начиная с Возрождения, то есть с XIV, XV, XVI веков. Поэтому индийская астрология по своей природе больше рассчитана на материальный план.
Вот человек, который описывает свое состояние в период первого Саде Сати и говорит, что, да, в материальном плане было трудно: не хватало денег, не было постоянного места жительства, за 3 года пришлось сменить 9 съемных квартир в Москве; маленькие квартиры, маленький ребенок. Да, но по прошествии многих лет он говорит, что это одновременно был и самый счастливый период. Самый прекрасный и счастливый период в его жизни. В материальном плане были проблемы, но человек, центр внимания которого находится в душевном или духовном мире, оценивает свою жизнь не по количеству денег, а совсем по другим признакам. В данном случае центр сместился, в одном плане было трудно, а в другом – прекрасно. Это момент принципиальной разницы между индийской и западной астрологией. Вообще, современная западная астрология и индийская астрология рассчитаны на разных людей.
И третье добавление. Сегодняшняя астрология, а точнее ее определенное направление, всерьез занимается изучением эволюции человека. Вопросами даже не столько событий в жизни, сколько процессов, которые ведут его по эволюционному пути. Раскрытие души каждого человека и человечества в целом. И вот серьезные наблюдения, исследования в этом направлении показали, что можно грубо выделить 7 ступеней в развитии. Семь основных, самых главных ступеней развития, и для каждой ступени будет своя астрология. Когда человек переходит с одного уровня бытия на другой, планеты, дома и аспекты меняют свое значение. Да, конечно, Марс не становится Юпитером, куда бы ни ушел человек, но Марс имеет много возможностей в рамках его привычных значений. Для человека физического уровня Марс означает одно, для человека астрального уровня – другое, для духовного уровня – третье, а для человека Божественного уровня – совсем другое. Или Юпитер: для человека физического – это накопление материальных благ, рост Юпитера для человека астрального – это социальный успех, социальные достижения, а для человека Божественного плана – это рост веры, движение, путь к небу. Причем этот путь может сопровождаться и потерей материальных благ, и отказом от социального положения. На эту тему у нас была издана брошюра в Болгарии – я издал брошюру «Проявление планет в трех мирах». (Л: На болгарском?) Да, как ни удивительно, на болгарском, но есть перевод с болгарского на русский. Это запись одной из моих лекций, которую болгары записали, перевели на болгарский и издали, а мы теперь ее переводим на русский и тоже собираемся издавать (смеется), в качестве методички.
Так вот, все, о чем мы говорили, означает, что Саде Сати точно, наверняка работает, но только для людей чисто материального плана. Для людей более высокого уровня уже... (Л: Уже гораздо сложнее.) Да, тут уже нельзя однозначно интерпретировать. И стоит отметить, что Сатурн плох на физическом плане, иногда – на астральном. Или, скажем, максимум на астральном. Но когда дело доходит до плана Божественного, до Высшего Разума, там Сатурн проявляет себя как Божественная разумность. Это одно из самых позитивных действий Сатурна. Духовная дисциплина, внутренняя ответственность, самоконтроль, разумность. Там его действие становится совершенно другим, поэтому, когда человек переходит на третий уровень, все напряжения, которые приписывают Сатурну, исчезают. Сатурн становится его другом и начинает давать больше, чем Юпитер.