За звездой или за толпой: Солнце и Луна в становлении индивидуальности
14.06.2016
Солнце и Луна создают основу психической жизни человека. Разбираемся, кто из них за что отвечает


С первых дней жизни мы учимся. Это одна из главных задач человека на Земле – учиться. Животные рождаются с набором готовых умений – инстинктов: телята и жеребята с рождения умеют ходить, утята – плавать, птенцы — летать. Только человеку приходиться осваивать всё с самого начала. Единственное, что он умеет с рождения – это сосать материнскую грудь. Остальному приходится учиться, чтобы приспособиться к земной жизни и среде, которая окружает.

В первую очередь, среда — это люди. Ребёнок приспосабливается к миру людей, осваивает язык, традицию, образ жизни, нормы повседневного поведения, веру, идеалы и систему представлений о мире – то, чем живёт человеческое сообщество. Когда вырастает, он способен жить среди людей, но почти всё, чем он обладает, – чужое. Формы жизни, манеры, привычки, образ мыслей заимствованы или построены из того, что заимствовано.

Своё – только темперамент, особенности характера, но это не мало. Темперамент — внешнее выражение ядра человеческой психики, индивидуальности. Астрологи связывают индивидуальность с Солнцем. Солнечное ядро человека – это «своё», неповторимое «я». Среди множества душ, обитающих в нашей вселенной, нет двух одинаковых.

В глубине психики живёт индивидуальность – Солнце – и она всегда стремиться проявить себя. Её проявления уникальны, она несёт в мир то, что не несёт никакая другая душа. Из Солнца исходит истинное творчество, именно оно — Солнце — является созидательным началом. Всё остальное – подражание.

Внешностью, походкой, манерой держаться человек похож на кого-то – на своих родителей, друзей, на другого человека, известного актёра. Это внешнее проявление — не что иное, как Луна. Она отвечает за обучение, восприятие и умение приспосабливаться к миру. Луна – это общее, чужое, ставшее привычным и кажущееся своим. Не только внешне, но и внутренне — образом мыслей, чувств — человек с кем-то схож. Верхние слои его психики наполнены привычными образами, навыками, формами, воспринятыми и заученными с раннего детства. Они диктуют индивиду, что делать, к чему стремиться, как себя вести, как жить.

Солнце и Луна – два светила: дневное и ночное – создают основу психической жизни. Солнце – истинное своё, Луна – чужое, заимствованное. Луна поставляет материал – образы и формы. Солнце отбирает то, что созвучно его сути, и создаёт из него своё. Если Солнце у человека сильное, то индивидуальность развита, он будет идти своим путём. Этот путь может идти в противоположную общему движению сторону, а может и в ту же — человек с сильным Солнцем просто не оборачивается на толпу, не сверяется с ней.

Если же индивидуальность не развита, человек станет следовать за другими. Человек со слабым Солнцем не знает, чего хочет в жизни, не может самостоятельно сделать выбор на жизненных развилках. Закончив школу, он выбирает себе профессию по совету родителей, друзей — ту, что ближе лежит или куда идут все. Своего истинного призвания он не чувствует. «Живём как все», этого достаточно. И даже, если он хочет чего-то достичь, цели и ценности будут заимствованными: он слышит не голос Солнца, а гул голосов, которые транслирует Луна. В своём выборе он будет следовать образцам, традиции, советам окружающих. Тоже неплохо – всё зависит от того, какова традиция, каковы воспитание и среда. Но в науке и культуре нового ему не открыть, новое исходит только от людей с сильным Солнцем.

Текст: Михаил Левин