Сидерический или тропический?
Чем они отличаются? Зодиак — это окружность, разделенная на 12 равных частей. Так это в Европе, так это и в Индии. Разница только в том, что брать за начало отсчета. Тропический зодиак начинает отсчет от положения Солнца в момент весеннего равноденствия, это положение легко вычислить. Современными методами это можно вычислить аж до тысячной доли угловой секунды. Ни у кого из астрономов и астрологов не возникает разночтений по поводу того, как высчитать точку начала тропического зодиака.
С сидерическим зодиаком всё иначе. Он ведёт свое начало от некоторой точки на звездном небе. К сожалению, там нет маячка Google.Maps или Яндекс.Карт, поэтому считать по сути можно от любой звезды. И даже сами индусы не могут договориться между собой, откуда же, в конце концов, считать. Сдвиг сидерического относительно тропического называется Аянамса (или Айянамса). И вопрос «чему равна эта самая аянамса?» до сих пор является предметом спора многих индийский астрологов. Подтверждение тому — любой сайт ведической астрологии и их многочисленные форумы, на которых тема «Чему равна аянамса», как правило, одна из самых широко обсуждаемых.
Откуда считать начало зодиака?
Есть такое явление — прецессия. По-гречески это означает «предварение». Давным-давно, за 270 лет до н. э., древнегреческий астроном Тимохарис Александрийский обнаружил предварение равноденствий. Обнаружил, что дни равноденствия сдвигаются относительно обычного календаря и что сдвиг этот год от года растёт. Позже астрономы поняли и физическую причину этому.
Выходит, что за годы разница — все та же Аянамса — между тропическим (динамичным) и сидерическим зодиаком увеличивается (накапливается). И от того, насколько она увеличится, зависит важнейший параметр астрологии — положение зодиака. Тут мы сталкиваемся с удивительной вещью: в Индии нет единого мнения по поводу величины прецессии за год. Когда мы считаем положение, например, машины (где она сейчас находится?), нам нужно знать: откуда она начала двигаться и с какой скоростью идет. Так вот, у индусов нет единого мнения не только по поводу того, откуда эта машина начала своё движение, но также и по поводу ее скорости. И это еще одна тема для споров и дискуссий на форумах.
Лично у меня, как у человека с высшим математическим образованием, это вызывает крайнее недоумение. Можно спорить, конечно, откуда начинать отсчет — точка отсчета определяется вкусами того или иного автора. Но как можно спорить о скорости прецессии, ссылаясь при этом на математика Арйабхатту? Во времена Арйабхатты (5-6 век нашей эры) скорость прецессии было определить очень сложно, но сейчас астрономия может сделать это с точностью до сотых долей секунды (причем не за год, а за день). И ссылаться на ученого 6-го века при определении прецессии в 21-ом — это все равно что в 2016-ом году пользоваться для определения времени солнечными часами, когда есть точнейшие электронные и атомные.
Все это говорит о большом консерватизме индийской культуры, но никак не о преимуществах индийской астрологии перед европейской.